Здравствуйте, дорогие мои читатели. Сегодня я расскажу вам о моём занятии на тему «Электростатика», которое проходило в детском развивающем центре. Такая сложная тема, скажите вы. Да, сложна. Но мы в неё так здорово поиграли)
Электростатика — раздел учения об электричестве, изучающий взаимодействие неподвижных электрических зарядов (википедия).
Сразу возникают вопросы:
— А что такое электричество?
— Что за заряды?
— Почему они неподвижные?
В общем, ничего не понятно.
Ну, про электричество мы ещё будем говорить. А сейчас разберёмся, что за такие заряды, и почему они неподвижные)
А для начала проведём эксперимент.
Самый простой. Натереть пластиковую палочку бумагой и приблизить её к кусочкам конфетти. Что получается?
— Бумажки прилипли к палочке!
— Да, они прилипли, или, как говорят в этом случае, они притянулись. А что их притянуло?
— Палочка.
— А раньше почему не притягивала? Только после того, как потерли её о бумагу, она стала притягивать. Может, это бумага такая волшебная? Давайте ещё обо что-нибудь потрём?
Потёрли о рубашки, штаны, волосы — эффект тот же. Палочка или даже пластиковая линейка после трения начинает бумажки притягивать.
— А она только бумажки притягивает?
Попробовали поэкспериментировать с ватой, фольгой, пенопластом.
Их тоже притягивает! Почему?
Теперь переходим к демонстрации.
Берём несколько пластиковых яиц двух цветов — зелёный и красный. Соберём из них такие комплекты, чтобы половина была зелёная, а половина красная.
— Смотрите, ребята, все вещества состоят из маленьких-маленьких частиц — атомов. А каждый атом состоит из 2 частей — положительной (ставим на красном «+») и и отрицательной (ставим на зелёном «-«). А вместе они нейтральны, то есть ни на что не реагируют.
Когда мы трём палочку, сверху, от поверхности, у неё отрываются маленькие зелёные «-«. Мы их даже не видим, такие они маленькие. Но, когда их оторвётся много, палочка при приближении её к другим телам, пытается оторвать эти зелёные «-» у них. Те, конечно, не отдают. Вот они и слипаются друг с другом, перетягивая зелёные «-» друг у друга.
Можно вместо палочки шарик потереть — на-эле-ктри-зо-вать. Он тоже будет кусочки бумажки притягивать.
А где же такое интересное явление в природе встречается? Или дома у нас, где?
— Ответы детей.
Давайте на картинки посмотрим.
— Видите, даже молния — это ЭЛЕКТРОСТАТИКА.
Когда «+» с одной стороны, и «-» с другой стороны становится очень-очень много, происходит пробой. То есть, толпа минусов «кидается» к плюсам. Проскакивает искра такая большая. Течёт ток! Это и есть молния.
Ну, объяснений, конечно, очень натянутое и детское. Но как я им иначе-то покажу?
— А маленькие молнии вам встречались в быту, дома?
— Когда в темноте некоторые рубашки снимаешь, от них искры летят. Видели?
— А ещё, когда рукой телевизора или монитора компьютера касаешься.
— И треск такой тихий. слышали? А ведь это тот же гром, только очень маленький.
А у меня еще есть ручная молния. Хотите посмотреть?
А напоследок мы сделали себе на память и маме в подарок такую схему молнии)
Думаю, если потом, взглянув на неё ребята вспомнят хотя бы, что есть положительные и отрицательные заряды, и что облако заряжено, а молния — разряд тока, уже хорошо)
Здорово! Кажется, даже нам в 3года уже может такое понравиться! ;))) спасибо!
Не знаю как вам, а Сене в его 3 года, рано. Я вижу это на каждом занятии. Вот с 4-5 точно подходит. Там они уже понимают, что к чему. Хотя, все дети разные)
Молодец ты, Маша! Всё предельно просто и ясно, интересно, и главное — по делу (а дети как раз очень это любят)! Представляю, как ребятне твои занятия нравятся. Судя по фото — то просто очень. Рада за тебя и за малышей тоже :)))!
Какое превосходное занятие. Так всё просто и интересно. Оставлю ваш сайт себе на заметку.
Маша, вспомнила школьные опыты с «электричеством». Буду к вашим экспериментам еще возвращаться! Спасибо, что делитесь. Понятно и доступно!
Очень здорово! Спасибо! А что это за такая у вас ручная молния?
ПОжалуйста. Это светильник такой, плазменный шар называется)