Здравствуйте, дорогие читатели. Хочу про еще одно занятие вам рассказать, которое я проводила с детьми. Тема занятия была «Песок». Прямо по проекту «Играем в физику «! Там же сейчас как раз песок. Ну так вот.
Играли мы с песком в разных местах по-разному. Где на улице, где в помещении. А начинали везде с рассматривания песчинок в лупу. Какие они разные: разной формы, разного цвета. Почему так?
Песчинки же из камней получились, когда камень вода, ветер и солнце за много-много лет разрушили. Камни все разные, вот и песчинки разные получились, разноцветные)
Потом мы делали вазу из песка. Наводили песочно-клеевую смесь, накладывали её на нашу формочку для вазы)На улице формой у нас была большая миска, и ваза будет большая.) А в помещении просто формочка для песочных куличиков.
Обычные куличики из влажного песка форму, конечно, держат, но недолго. А если смесь не на основе воды, а на основе клея, то «клеевые человечки» и после полного высыхания будут песчинки держать. Очень интересно получается. Каждая ваза единственная в своем роде)
Опыт с шариком. Положим тяжелый шарик на дно высокого сосуда и заполним сосуд песком сверху. Как достать шарик, не залезая в песок руками?
Всё очень просто. Берём сосуд и несколько раз его сильно встряхиваем вверх-вниз. В конце концов шарик появится из песка. А почему?
Шарик больше и тяжелее. Когда мы встряхиваем сосуд, шарик вместе с песчинками подлетает вверх, пока он летит вверх, а потом вниз, маленькие легкие песчинки успевают затечь под него. И шарик упав, оказывается чуть выше, чем был. И так раз за разом он поднимается всё выше, пока не достигнет поверхности.
Я сама сделала заранее некое подобие песочных часов. Это правильные часы? Смотрите, песок сыпется, время идёт…Вроде всё правильно, но
Через некоторое время песок сыпаться перестал, хотя в верхнем стакане его еще было много. Почему?
Просто песок от воды сильно отличается, хоть сухой песок и течёт, практически как вода. Но это сыпучее вещество. Песок обладает таким свойством, что сильнее он давит на стенки, чем на дно. Поэтому вначале он сыпался, но когда большая доля песка, который прямо над дыркой был, высыпалась, новый песок туда не попадал, он лежал себе спокойно по сторонам и давил на стенки) Вода бы обязательно вытекла, ведь она на дно давит сильнее. И поэтому из песка выбираться легче. Насекомое, которое песок засыпал, отряхивается, отряхивается, и вылазит из-под большой массы песка, ведь на землю он не так сильно давит.
Сахар же тоже песок? Песок. Посмотрим в лупу и на него. А если сахар спрессовать, что получается?
Песок тоже можно спрессовать, и тогда из него такие твердые кубики получатся, но у нас есть только рафинад. Построим из него башню, а потом нальём в поднос с башней подкрашенной воды. Что произойдёт?
Вода начнёт подниматься по кубику сахара вверх. Вот вам капиллярный эффект, вода всегда по маленьким ходам поднимается, сила поверхностного натяжения её туда затягивает (ну, этого я детям не говорила).
Вода будет подниматься-подниматься, а потом башня в некоторый момент наклонится и упадёт! Почему?
Вода подмыла основание, оттащила песчинки от кубика сахара и растворила их. В результате башня потеряла устойчивость. Воздух, бывший между песчинками в куске рафинада тоже вышел.
А давайте воздух половим? Стали ловить его пакетом. Кто за одно дыхание наполнит такую длинную сосиску? Это я у профессора Николя опыт взяла)
Оказывается, чтобы сосиска надулась большая не нужно прикладывать пакет ко рту при надувании. Ведь тогда в пакет попадает только воздух из нашего рта, а это не так много. Чтобы надулось сильнее, надо пакет при надувании держать подальше от рта и дуть тонкой струйкой в пакет. Тогда в него попадёт и возжух, который между ртом и пакетом располагается, его тоже затянет внутрь. А это гораздо больше)
И напоследок сделали фараонову змею. Правда не песочную, а кальциевую, и только в одном месте, но очень красиво получилось)
Про песочную змею я писала в обзоре песочных опытов. Там нужен спирт, песок и смесь соды и сахарной пудры. Но маленьким детям очень масштабный огонь показывать и делать я не стала. А здесь то всего одна таблетка сухого горючего и таблетка глюконата кальция)
К стати, в моем наборе «Летние сказки» есть сказка и головоломка про песок и песочных человечков)
Мария, спасибо огромное за ваши познавательные и, главное, простым языком написанные, посты! Я хоть буду знать, как объяснять ребёнку физические явления.
А лупа вообще полезная игрушка 🙂
ага, только лупу с хорошим увеличением я долго искала. все 1,5 да 2 раза увеличение. Разве это увеличение? Но теперь у меня есть лупы , увеличивающие в 6 и 7 раз))) Вот они что-то дают. Микроскоп, конечно, еще круче…
Вот и я хочу нормальную прикупить. У нас от деда осталась, такая, со скромным увеличением, как вы и пишите, раза в 2.
А где вы нашли в бОльшим увеличением лупу? Даже не знаю в каких магазинах спрашивать..
я нашла в магазине «4 глаза», там бинокли, телескопы, микроскопы… Может и в вашем городе он есть, или что-то в этом роде.
Поищу. Подумала, что как минимум, с Оптики можно начать поиск подходящей лупы.
Мария!!! Я в восторге! Супер занятие! такие опыты не только будут детям интересны, вот я бы так точно к вам на занятия ходила)) Успехов вам! и побольше творческих находок! Вы молодец!!!!!!
Как у вас интересно!!! С обычным песком столько занимательного можно сотворить! Спасибо за такие полезные занятия!
Здорово!!! Спасибо! Сегодняшний вечер определен;) а какой клей вы в песок добавляете?
я в ПВА, а может и другой какой можно…
Замечательно и Занимательно! Благодарю!
Ну вот и заглянула я к Вам в гости, здравствуйте. И не пожалела! Занятие впечатляет! Я тоже занимаюсь в детском саду с детьми с песком, но все немного проще, т.к. дети от 1,6 до 2.
С удовольствием буду читать Ваши сообщения и набираться «физического» опыта! Спасибо, Мария.