Занятие на тему «Равновесие» для дошкольников

Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю вашему вниманию новую рубрику моего сайта. Называется она «Мои занятия». В этой рубрике я буду выкладывать статьи-рассказы о моих занятиях по физике в детском развивающем центре. И сама лучше запомню, что и как проходило, и вам, надеюсь, будет интересно. Может, повторите и улучшите?

Сегодня расскажу о занятии по теме «Равновесие». Проходило оно у нас в форме путешествия в сказку.

Началось с того, что у дверей мы встретили канатоходца, стоящего на носу на тоненькой верёвке. Даже при попытке расшатать его, он не падал, а продолжал устойчиво стоять.

На вопрос о пом, как это у него получается, канатоходец ответил, что он много тренировался, развивал равновесие, а ещё он видел волшебную синюю птицу, и его желание научиться так делать (то есть стоять на носу) исполнилось.

Мы тоже стали тренироваться. Сначала стояли на одной ноге с открытыми, а потом и с закрытыми глазами.

Канатоходец, увидев наше старание, указал нам тропинку, которая приведёт к синей птице. Только с тропинки нельзя никуда сворачивать.

И вот мы отправились по тропинке. Она была такая узкая, что идти приходилось практически по одной линии.

По пути нам попался спящий медведь. Чтобы его не разбудить, мы, в добавок пошли по тропинке на цыпочках, сохраняя равновесие.

Тропинка привела нас в лес, на поляну. Поляна была со всех сторон окружена высокими деревьями. Куда идти дальше? Неизвестно. Но мы нашли на поляне много брусков и решили построить из них высокую башню, чтобы забраться наверх и увидеть синюю птицу. она же где-то рядом.

Однако, башня получилась не очень высокая. Тогда мы стали аккуратно вытаскивать из неё брусочки и класть их наверх. при этом башня, конечно, не должна была упасть. Равновесие должно было быть сохранено. Так мы увеличили высоту башни почти в два раза. Но, только собрались на неё забраться, как она рухнула!

Что делать? У кого спросить?

И тут мы увидели лисичку, которая внимательно на нас смотрела и совсем не пугалась, не убегала. Решили спросить у неё, не видела ли она синюю птицу?

И что же услышали? Оказывается, лисичка не только её видела, но она же птицу и спрятала в сундук, чтобы та не улетела и  исполняла только её желания! Правда, ничего у лисички из этого не вышло. Птичка тихо сидела в сундуке, а желания не исполнялись:( Вот так-то.

Лисичка пообещала нам птицу отдать, если мы ответим на три её вопроса. Что делать, согласились.

1 вопрос лисы: Назовите мне 3 состояния устойчивого равновесия.

Я подсказала ребятам, что устойчивое равновесие — это такое равновесие, что если из него тело немного отклонить, то оно назад вернётся.

Тогда они смогли набрать 3 такие положения. Это маятник часов (колеблется, но всегда в положение равновесия возвращается); второе — это канатоходец, которого мы в начале встретили (сколько мы канат ни шатали, он не падал); а третье — это положение лёжа на полу) Не сразу, конечно, мы эти положения набрали, но набрали.

второй вопрос лисы: Назовите 3 положения неустойчивого равновесия.

Опять я немного подсказала, объяснив ребятам, что неустойчивое положение равновесия — это такое равновесие, при котором если тело вывести из этого равновесия, то назад оно уже не вернётся, а упадёт или укатится прочь.

Тут уж ребята быстро наговорили лисе даже не три, а больше вариантов неустойчивого равновесия. Когда на одной ноге стоишь, когда с закрытыми глазами идёшь, башню нашу вспомнили, яблоко, падающее с дерева…..

третий вопрос лисы: Почему устойчивое равновесие так устойчиво?

Ну, этот вопрос только ко мне. Хорошо, что ребята не одни с лисой встретились. Я ответила лисе, что устойчивое равновесие потому устойчиво, что вся тяжесть тела при нём, очень низко находится (центр тяжести расположен близко к точке опоры, или даже ниже точки опоры. Это самое устойчивое).

Когда мы лежим на полу, вся тяжесть на полу и лежит, никуда упасть не может, да уже и некуда. Центр тяжести наш (почти в пупке) близко к полу расположен. Когда канатоходец на носу стоит и не падает, у него в руках гири тяжёлые, которые основную тяжесть низко опускают, ниже точки опоры, каната. А у маятника основная тяжесть в массивном шаре, диске, и оно тоже в самом низу тела. Поэтому, когда мы маятник отклоняем из положения равновесия, он назад стремится.

Лиса, конечно, надеялась, что с вопросами мы не справимся, но получилось иначе. Пришлось ей птицу счастья из сундука выпускать!

Как же мы были рады! Птичка уселась на палец Насте и мы с ней долго говорили. Опять вспомнили про все наши сегодняшние приключения, что узнали, чему научились.

А потом синяя птица научила нас делать устойчивые игрушки, и каждый сам сделал по такой устойчивой птичке.

Вот и всё)))))))

Конечно, для дошкольников сложновато, но всем очень понравилось. и родителям и детям. Потом, говорят, они дома с равновесием экспериментировали и центр тяжести предмета искали.

Значит, это всё не напрасно!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике мои занятия для дошкольников, наблюдения и опыты с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

13 комментариев: Занятие на тему «Равновесие» для дошкольников

  1. Наталья говорит:

    Мария, очень интересно заглянуть к вам на урок! Замечательное занятие — есть сказка, есть цель, есть игра с телом, игра с предметами, изготовление своими руками волшебного предмета — всё просто супер, меня смущают только объяснения…мне кажется, что они сложноваты… дети от непонятных слов теряют нить рассказа… они как бы выпадают… я сужу по своим дошколятам… может быть, я ошибаюсь.
    С нетерпением буду ждать ваших новых занятий, физика для дошкольников — для меня это из мира фантастики)))

    • Мария Юнак говорит:

      рада, что понравилось.
      а объяснения…ну, я не совсем так им рассказывала, кажется. там я по глазам смотрю, на месте изобретаю что-то, а потом не помню, что именно. Показывать стараюсь. Вот ложилась на пол, маятник раскачивала, птичку пробовали без грузика на палец посадить — падает, а с грузиком — сидит.
      Хотя,да, часто все равно получается сложновато. Никак я до дошкольников не могу упростить. Но учусь) Это уже не первое занятие) А след. будет про цвет, то еще проще)

  2. Альфия говорит:

    Маша, я на такие занятия и своих детей бы водила! На первый взгляд кажется. что для детей сложно понять и запомнить термины. Но если этим заниматься( дома литературу просматривать, мультики подходящие смотретьи т.д.) они будут даже лучше осведомлены, чем взрослые. Моя младшая дочка столько задает вопросов- если бы я на все давала исчерпывающие ответы и занятия туту же проводила соответствующие, она бы вундеркиндом была)))

    • Мария Юнак говорит:

      вот!, я им домашнее задание буду давать — определенный мультик смотреть! Альфия, ты супер. спасибо)

  3. Наталия говорит:

    Мария, классное занятие. И описали с фото, хорошо. Я как будто сама побывала на Вашем занятии. Только, если можно, разъясните как все-таки птички на двух спичках держатся? Есть такие птички — в продаже, на клювах держат равновесие. А Ваши из пластилина дети сами делали — я правильно поняла? Бог Вам в помощь. И удовлетворения от Вашего творчества.

    • Мария Юнак говорит:

      Да делали сами дети, каждый по птичке. А как она стоит, я описала в статье «Устойчивая птичка счастья». Забыла ссылку поставить. Сейчас добавила, посмотрите.
      Птичка на носу стоит по тому же принципу. У неё вся тяжесть в носике, в самом низу. Вот и держится)

    • Наталия говорит:

      Благодарю, Мария! Творческих успехов и удовлетворения!

  4. Zelya говорит:

    Мария,
    Очень понравился ход вашего занятия! Столько разных видов деятельности!

  5. Tavika говорит:

    Маша, отличное занятие!
    Кстати, я не думаю, что детям сильно сложно. Ты же все это сразу показывала — поэтому малышам понятно было. В этом возрасте они больше на дела смотрят, а не на слова. Но термины обязательно давать надо — дети их мимо ушей пропустят, но где-то в голове у них отложится, и потом уже они будут казаться им не такими страшными.

  6. Анна говорит:

    Спасибо! Просто и познавательно 🙂

  7. Elena говорит:

    Супер занятие! Мне очень понравилось. Теперь буду и с дочкой такое занятие проводить и птичек делать.

  8. Татьяна говорит:

    Мария, чудесное занятие! вы просто молодец!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


CommentLuv badge