В проекте «Играем в физику. Вода» добавилась ещё статья Кати Кузьминых из Новосибирска. Она, представляете, тоже занимается физическими опытами с детьми) И теперь участвует в моём проекте. Сайта у Кати пока нет, поэтому выкладываю её статью здесь. Итак,Наша Лаборатория, посвященная ВОДЕ – это целых пять дней (одно занятие в неделю, итого – месяц), когда мы с детьми рассматривали воду во всех ее проявлениях. В этой группе оказались дети от четырех до одиннадцати лет и было важно сделать так, чтобы всем-всем-всем было интересно и чтобы все-все-все получили удовольствие от процесса. Мне кажется, это удалось.
Если смотреть по дням, то у нас оказалось четыре тематических недели плюс одно бонусное занятие – физический театр. Каждое занятие предварялось презентацией-загадкой на заявленную тему. А физический театр устраивали сами дети – дома они готовились, а на занятии – демонстрировали и объясняли.
Что такое вода, какой она бывает – эта тема была посвящена свойствам воды как таковой. Сперва мы изучали воду всеми пятью способами: смотрели, трогали, нюхали, пробовали, слушали. Пытались переносить ее с места на место, крепко зажав в кулаке. Потом то же самое делали, сложив ладони лодочкой. Исследовали форму, которую может принимать вода. Пытались понять, куда она убегает, утекает, просачивается. Выяснили, что вода может утекать не только вниз, но и вверх, а еще вбок – были бы подходящие условия.
Второе занятие называлось Вода и другие жидкости. И здесь мы изучали самые разные жидкости и их свойства.
Сперва дети готовили насыщенный раствор: использовали соль, соду, сахар, аскорбинку. Получали пять сосудов – четыре раствора и один просто с водой. И – случайно наши растворы перепутывались. И никто не мог вспомнить, где что было. Так как в лаборатории есть железное правило – не пробовать ничего – как бы это привлекательно не выглядело и вкусно не пахло – задачка получалась нетривиальной – как понять, где какой раствор?
Так уж получилось, что у нас оказались индикаторы кислотности– бумажные и капельные, ну и конечно, таблица с цветовыми кодами – чем краснее – тем кислее, чем синее-зеленее – тем горчее. Дело пошло быстрее. Минут через пятнадцать мы определили, где какой раствор. Для подтверждения правоты сделали дубли растворов и получили аналогичные цвета.
Но этого нам показалось мало. Мы решили сделать свои цвета, смешивая растворы соли, сахара, соды, кислоты и просто воды в разной пропорции. И тут удивились все. Некоторые смеси начинали шипеть и пениться. Догадались, что надо было положить, чтобы раствор зашипел? Каждый захотел шипящий раствор, и каждый его получил. Ну и свой цвет тоже.
А потом мы нашли еще один способ понять, что пряталось в воде. Нагревали каплю насыщенного раствора – вода исчезала, а вещество – оставалось.
Следующая серия опытов была посвящена исследованию свойств жидкости, которая уже не являлась водой. Например, неньютоновской жидкости, которая может вести себя как жидкость, а может – как твердое тело. Дети полюбили крахмал:)
А потом мы смешивали жидкости и наблюдали, как они смешиваются и не смешиваются. И даже поджигали. Для этого в стакан, где был уже слой воды и слой масла добавляли немного антисептика. В темноте было очень красиво.
На этом мы закончили второе занятие.
Третьим вопросом, на который мы отвечали был вопрос – Где прячется вода в природе. После презентации-загадки мы поняли, что вода есть и на земле, и под землей, и даже на небе. Дело за малым – проверить так ли это.
Самым простым оказалось взять фрукты-овощи, там-то точно есть вода. И растут они на земле. У нас соревновались апельсин и картофель. У кого больше жидкости?
Апельсин победил и был выпит. Картофель проиграл. И был вылит.
На вопрос – а как узнать, где прячется вода под землей, как ее достать оттуда, ответить было труднее. Выжимать почву – дело неблагодарное. В итоге решили не доставать воду из-под земли, а, напротив, прятать ее туда. И смотреть, много ли воды войдет. Создали модель почвы, нашли в ней и грунтовую воду, и подземные пещеры, и слои породы – все по-настоящему… Для модели у нас заранее был заготовлен песок, глина, чернозем, растительный слой – мох и другие травки, камни, прозрачные пластиковые емкости и пульверизаторы.
А потом отправились в небо и стали рассматривать облака. Создали ярусную модель расположения облаков.
Смастерили определитель-ловушку для облаков. Когда разные-разные облака приклеиваем на рамку и отправляемся с ней гулять. Завидев в небе интересное облако – кадрируем его и – определяем. Предварительно, конечно, обсудив, какие виды облаков могут быть.
А потом мы рисовали и сами облака. Очень интересно они получаются, если рисовать АКВАрелью по мокрому листу – перистые, грозовые. Можно было снимать на видео то, как они получаются, когда краска растекалась… Красиво.
После этого мы разбрелись по домам.
Тема четвертого дня лаборатории – Где прячется вода в городе. О ней, и о том, как прошел наш физический театр я напишу позже.
_________________________________________
Здорово так! Мне очень очень понравились эти занятия Катерины. Поставлю ссылку на неё хотя бы ВКонтакте. Если кто из Новосибирска читает эту статью со своими детьми, ищите Катерину. Замечательные и интересные занятия!
Надеюсь, Катерина расскажет нам и о бонусном занятии, физическом театре. Даже не представляю, что это может быть, и оттого вдвойне интересно)